Театр сегодня

В театре Романа Виктюка поставили спектакль «Мандельштам»


Это первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро, фигуры противоречивой и невероятно интересной.

Пьеса основана на документальных фактах из жизни поэта Осипа Мандельштама, в центре сюжета – судебный процесс над ним.

Злополучное стихотворение о Сталине, ставшее причиной всех злоключений поэта, ссылка, освобождение, повторный арест, смерть в пересыльном лагере, беззаветная любовь жены, видение ситуации Сталиным, заступничество Пастернака. И на этом примере строится сценическая постановка о противостоянии художника и власти и о том, что поистине гениальные произведения неподвластны ни времени, ни человеческой воле
В ходе спектакля царя, в роли которого выступает Сталин, интересует вопрос: «Зачем писать стихи, которые разрушат твою жизнь?».

Ответ прост. Иначе поэт не может: не дающие покоя «голоса в его голове» требуют быть озвученными. Самое сильное в этой пьесе – это диалоги царя и поэта.


Мандельштама играет Игорь Неведров, муза Виктюка, которому удалось передать черту, сгубившую многих поэтов - невозможность не высказать то, что высказать невозможно. «Хорошо было Пушкину, он уговорил кого-то себя застрелить», – фраза, которую в спектакле бросает Мандельштам перед тем, как попытаться покончить с собой. Неведров сыграл не Осипа Эмильевича Мандельштама, а вечный тип гения – легкую бабочку, порхающую в мире гармонии, которая, попав к людям, бьется о стекло, пока не умрет сама или ей не поможет чья-то рука.

Чрезвычайно неординарна и фигура драматурга Дона Нигро, написавшего пьесу. Будучи влюбленным в русскую литературу, написав множество пьес о великих писателях и поэтах, осмысляя через их судьбы различные периоды российской истории — он ни разу не был в России. Его героями становились Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Пастернак и Цветаева.


Роман Виктюк:


«Для меня Осип Мандельштам — чистый, искренний ребенок, который ни на что не претендует, ничего из себя не изображает, не носит маски и умеет любить. В нашей постановке также отображена его последняя — нежная, верная — любовь к Надежде Яковлевне Мандельштам. И вот факт, свидетельствующий о святости этого союза: Надежда Яковлевна все стихи Мандельштама сохранила в памяти. Из-за ареста, ссылки Мандельштам не мог записывать тексты, и жена их выучивала и берегла. Благодаря ей до нас дошли последние стихи поэта. Мандельштам обожествлял скрипичную и виолончельную музыку Чайковского. Когда она звучала, все другое для него переставало существовать. Стихи рождались под музыку Чайковского, от нее в них шел солнечный свет. У Мандельштама не было мук творчества — он как Моцарт: легкий, воздушный и при этом глубокий. Когда он писал стихи про Сталина, музыка исчезала, ее просто не было, и это я показываю в своей постановке».

Справочно:

Спектакль состоится 2 апреля в 19.00

Made on
Tilda